Создать аккаунт
Войти





16.5 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Скачать схему-таблицу идеологических современных течений


Описание: Скачать схему-таблицу идеологических современных течений
Имя файла: shemu-tablicu-ideologicheskih-sovremennyh-techeniy
Содержание

Введение 3

Глава 1. Политическое сознание и политическая идеология. Основные идеологические течения в современном мире 5

1.1. Понятие, структура и формирование политического сознания 5

1.2. Уровни политического сознания 7

1.3. Уровни, структура и функции политической идеологии 8

1.4. Основные идеологические течения в современном мире 11

Глава 2. Политическая психология и политическая культура 15

2.1. Основные трудности работы профессионального психолога в системе власти 15

2.2. Понятие «политическая культура», ее содержание, назначение и функции 20

2.3. Структура и типы политической культуры 23

2.4. Тенденции развития российской политической культуры 27

Заключение 29

Список литературы 31

Введение

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования

Характеристику политических идеологий невозможно начать без оценки самого понятия «идеология». Долгое время существовала традиция рассматривать идеологию как нечто ненаучное, иллюзорное и в целом патологическое образование в духовной жизни общества. С отмеченных позиций многие сводили все идеологическое к выражению состояния деформации, деградации и омертвелости сознания. Это было обусловлено главным образом тем, что идеология противопоставлялась «истине», науке и обоснованному знанию вообще, то есть идеология распознавалась своими когнитивными недостатками по отношению к науке.

Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов1.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия2.

Тема работы «Неинституциональная трактовка природы государства» является актуальной в настоящее время, так как в политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. И, следовательно, знания политического сознания, политической идеологии, психологии и культуры необходимы для определения природы государства.

Целью работы является рассмотрение неинституциональной трактовки природы государства.

Задачами работы служат:

- определение понятия, структуры и уровней политического сознания;

- рассмотрение уровней, структуры и функций политической идеологии, основных идеологических течений в современном мире;

- определение трудностей работы профессионального психолога в системе власти;

- определение сущности политической культуры и тенденций ее развития в России.
^

1.1. Понятие, структура и формирование политического сознания

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям.

Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

При этом следует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Субъективные образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной.

Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

Весьма актуально рассмотрение структуры политического сознания по критерию властного потенциала его носителей в диапазоне субъект (властвующий) - объект (подвластный).

Структура политического сознания может рассматриваться и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные” показатели, те, что построены на одновременном учете различных признаков содержания, организации, функционирования3.

Для понимания сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления.

На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен по своей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созидание лучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия.

На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности.

^

Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются вы работка и обоснование официальной политики. «Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но и то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое4.

^

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.

Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита.

Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия.

В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:

1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

3) Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.

Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций.

К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

1) Ориентационную - идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

2) Мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;

4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;

5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.5.

^

Основными идеологическими течениями в современном мире являются:

а) Либерализм и неолиберализм

В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство.

б) Консерватизм

Консерватизм является одним из первых, изначальных типов политической идеологии, на природу которого существует немало точек зрения в политической мысли и в политической науке. Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом. Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1) Национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. При этом ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам.

2) Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

а) против экономического равенства и стремления государства к социальной "уравниловке", а также против преждевременного распространения политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

б) за неприкосновенность частной собственности, стихийного "саморегулирующегося" рынка и свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации "социалистической модели" представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;

в) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.

3) Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов ("зеленые", "Гринпис") и других враждебных ему движений (пример - концепция "технотронного общества" американского политолога Зб. Бжезинского, делящего мировое сообщество на несколько "этажей" в зависимости от уровня постиндустриального развития отдельных стран);

4) Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества (помимо того, что достаточно радикальная форма религиозного консерватизма является после Исламской революции 1979 г. официальной идеологией Исламской республики Иран, в качестве его приверженцев выступают христианско-демократические партии (умеренный вариант) и движения в странах Европы и различные мусульманские движения фундаменталистского толка ("Талибан", "Хезболлах", ваххабиты и др.).

в) Социализм и коммунизм

Идея социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в 19 в. сочинениях т.н. социалистов - утопистов - А.Сен - Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.

Наиболее исторически близкая и распространенная в современном мире разновидность (версия) коммунизма - марксизм - ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В.И.Ленина и его политического "наследника" И.В.Сталина. Основу этого учения, как и в "классическом" марксизме, составляют идеи о победоносной пролетарской революции, сломе буржуазной государственности, установлении диктатуры пролетариата, а также отсутствовавшая у Маркса идея о "партии нового типа" - жестко централизованной и дисциплинированной организации, построенной "под вождя", целью которой является форсированное переустройство общества.

Сталинизм - идеологическая доктрина и политическая практика, реализовавшаяся в эпоху правления И. Сталина. Основные принципы сталинизма - отказ от идеи "мировой революции" и ставка на строительство социализма " в одной отдельно взятой стране", программа и практика форсированного осуществления индустриальной революции и коллективизации на селе, учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, технократический бюрократизм и идеология державности, тесно связанная с великорусским патриотизмом.

г) Фашизм

Под фашизмом понимаются конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-ые - 30-ые гг. нынешнего столетия. Родоначальником идеологии фашизма (по-итальянски "фаши" - связка или пучок прутьев) является итальянский политический деятель, экс-социалист, а впоследствии диктатор и вождь нации ("дуче") Б.Муссолини. Доктрина Муссолини базируется элитарных идеях Платона (диалог "Государство"), Макиавелли и итальянского социолога В.Парето, концепции растворяющего отдельного индивида "государства - организма" Г.- В. -Ф. Гегеля, идее возрождения величия Римской империи, идеологии войны и территориальной экспансии6.
^

Работа психолога в политической структуре не может быть массовой.


Ведя профессиональную деятельность в структуре власти, психолог обязан разрешать поставленные перед ним проблемы. Но вся соль в том, что специфика работы психолога в политике состоит в ее «единичности». А для такой единичной работы никто в серьез не станет разрабатывать техники и методики. Здесь то психолог и сталкивается с первой серьезной проблемой – с недостатком диагностического и методического материала. Так психолог, оказавшись в структуре власти, вынужден сам создавать и технологии, и методики работы.

Естественно, что такая деятельность требует высокого профессионализма, познаний в области психодиагностики, методологии, экспериментальной психологии, а также способах математической и статистической обработки полученных данных. Молодым специалистам часто бывает сложно сразу принимать на себя такой объем работы. Поэтому работа в структуре власти без наличия необходимого опыта в выше указанных отраслях психологии может быть осложнена довольно большими трудностями.
^


Из факта наличия первой проблемы закономерно вытекает другая – отсутствие комфортных условий работы. Стандартные методы психодиагностики и воздействия, которые могут применяться и политике, как правило, рассчитаны на комфортные условия работы. Психологу, работающему в структуре власти, часто приходится работать в спешке, суматохе или, что еще хуже, с недостаточными или недостоверными данными. Возьмем к примеру обстановку политических выборов: политические пристрастия граждан могут меняться самым кардинальным образом. Выборы – это, пожалуй, чуть ли не единственная ситуация, когда время работает против политика. Решения в такой обстановке должны приниматься с молниеносной быстротой. Необходим постоянный анализ динамики общественного мнения. При возникновении какой-либо непредвиденной ситуации избирательный штаб может дать психологу задание срочно разработать дальнейшую стратегию, метод воздействия на избирателей во вновь сложившейся ситуации.

Стандартизация и адаптация методики к изменившимся условиям потребует дополнительного времени, возможно, и непредвиденных расходов, наличия обновленных и достоверных данных. К сожалению, как уже указывалось выше, такие условия работы предоставляются не часто. Психолог в такой ситуации сталкивается с непониманием всех тонкостей своей работы. Люди, не достаточно хорошо ознакомленные с нынешним состоянием психологии в Украине, могут наивно полагать, что все возможные методики уже давно разработаны и обязательно должны быть у психолога. Все это говорит о том, что работа в быстро изменяющихся условиях, требующих постоянного контроля, может приводить к возникновению ошибок в прогнозах, результатах анализа данных. Что в свою очередь приводит к недовольству администрации, возникновению мнения о некомпетентности конкретного специалиста, а возможно и о бесполезности психологии в политике. На рассмотренном примере становится понятно, что комфортные условия работы – это не прихоть, а необходимые условия.
^


Следующая проблема не касается методологического аспекта, она кроется в личностных отношениях. Для профессионального политика именно практическая психология – чувства и реакции людей – являются его основным делом, которое он никак не хочет перепоручить другому, пусть и более компетентному человеку. Общеизвестно, что хороший политик непременно должен быть психологом. Однако такое мнение не присваивает политику звание профессионального психолога и не выдает диплом специалиста. На бытовом уровне, в простых ситуациях и знакомых условиях опытный политик может быть достаточно компетентен. Однако при анализе сложных общественно–политических процессов знаний и опыта, накопленных политиком может оказаться недостаточно. В таких ситуациях лучше довериться мнению профессионального психолога. Приведу небольшой пример: одной из задач психолога является участие в разработке и принятии решений. Здесь задача психолога двояка. Во-первых, психолог должен корректировать рассматривающиеся проекты с точки зрения их психологической грамотности. Второй аспект – это психологизация самого процесса принятия решений. Психолог должен способствовать тому, чтобы политик осознавал, что в любом его действии заложены определенные требования к поведению и ответственность перед чувствами граждан. Этот психологический компонент должен постоянно присутствовать в сознании политика наравне с экономическими соображениями. Довольно же часто случается так, что политик вообще не считает нужным выслушивать мнение психолога о принятых им решениях, считая что, он лучше разбирается в политических вопросах и, его опыт дает ему нужную компетентность. Такая излишняя самоуверенность наряду с минимальной ориентацией на психологизацию процесса принятия политического решения при малейшем просчете может повлечь за собой неприятные для самого политика последствия.

К примеру, если будет принято экономически верное решение, но с психологической точки зрения оно будет плохо проработано и отрицательно воспринято общественностью, это сразу же негативно скажется на рейтинге политика (чтобы не быть голословной – девальвация национальной валюты тоже может быть экономически оправданным шагом). Многим политикам откровенно не нравятся, когда их решения критикуют, пусть даже и в мягкой, обходительной форме. Поэтому психологу естественно необходимо досконально изучить личность политика, на которого он работает. Это станет очень полезным в работе и позволит выбрать именно такой способ указать на недостатки принятого решения, который вызовет минимум недовольства.

Негативное общественное мнение. Проблема, которая будет рассматриваться последней, однако не является самой незначительной по степени важности. Это проблема заключается в негативном отношении к работе психолога общественности. Суть проблемы кроется в недопонимании специфики работы психолога, незнании сферы его профессиональной деятельности. Несмотря на то, что профессия психолога становится все более популярной, многие люди все еще не видят разницы между ним и психиатром7.

До сих пор еще многие стыдятся обращаться к психологу за помощью, так как боятся показаться слабыми, неспособными решать проблемы самостоятельно. Нередко случается и такое – образ психолога овеивается полумифическим ореолом. Психолог представляется неким всезнающим человеком (обязательно владеющим гипнозом), способным управлять и контролировать других. Если же быть более серьезной, то многие и в самом деле боятся потери самостоятельности и свободы. Предвзятое мнение о психологе как о пройдохе, желающем покопаться в твоей душе – это тоже довольно распространенное среди людей мнение.


Конечно, в ракурсе этой проблемы есть и не такие радикальные аспекты, но они опять таки тесно связаны с недостаточной информированностью. К примеру, не всем понятно, что может делать психолог в избирательном штабе. У людей может сложиться ошибочное мнение о том, что политик имеет какие-то личные проблемы. И естественно, что кандидатура такого политика будет вызывать сомнение и недоверие. Поэтому многие политики если и берут в штат психолога, то стараются этого не афишировать. Кроме всего, и сам политик может не захотеть видеть в своем штате психолога лишь потому, что не желает терять абсолютную власть и самостоятельность в принятии решений и выработке стратегий.

Несмотря на наличие проблем, психологи все же работают в политических структурах и, психология политики как отрасль психологии развивается и набирает обороты. Почему же так важно присутствие психологических аспектов в политике. Дело в том, что огромная роль, которую в политике играют эмоции, межличностные отношения, иллюзии не замечаются при профессиональном анализе политических явлений в политических науках, в которых политика рассматривается как процесс взаимодействия коллективных субъектов. Реальные субъекты политического процесса в значительной степени персонифицированы. На политической арене конкурируют не безликие представители общественных групп, а живые люди. Их амбиции, таланты, стремления оказывают влияние на политические процессы.

Значительный процент наших политиков представляет самих себя, что позволяет им чувствовать себя независимыми и ответственными лишь перед своей совестью. Динамика их межличностных отношений, ситуативные моменты их настроений проявляются в политических действиях и предопределяют результаты парламентских голосований по важнейшим вопросам государственной жизни. В результате наша политика становится объектом, релевантным не столько политическим наукам, сколько психологии8.

И в заключении хочется отметить, что отсутствие четко разработанных технологий, нехватка времени, непонимание окружающих – все это вызывает раздражение. Но политика – это искусство возможного. Интуиция, опыт позволяют эффективно использовать весь массив знаний и ограниченный набор методик.

^

Было бы ошибкой сегодня, когда прошло почти десять лет после распада Союза ССР, что простое объявление несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно наблюдаем в России процесс подтягивания естественного хода культурных изменений к желаемым. Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней.

В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия "власть - индивид – общество".

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.

В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.

Но помимо политического поведения одного человека, можно выделить и политическое поведение граждан в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг", а гимн к тому же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.

Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества9.

Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по собственным законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:

- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.

- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;

-ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

-предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.

^

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.

На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.


  • мировоззренческий, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;

  • гражданский, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;

  • политический уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример – переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример – отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим(религиозные, референтные и проч.) группам.

Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, У этих образований, естественно, возникают существенные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.

Структура советского и постсоветского обществ разнятся, и, соответственно, разнится их политическая культура. До 1985 года в СССР, преемником которого после распада является Россия, можно было выделить следующие элементы социальной структуры общества: рабочие, колхозное крестьянство, научно-техническая интеллигенция, хозяйственные руководители сферы материального производства, ответственные работники торговли и бытового обслуживания населения, социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного профиля и т.д.), Ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов, политические руководители общества, пенсионеры, учащаяся молодежь, военнослужащие.

После смены власти и изменения политического курса произошли существенные изменения в уже существовавши элементах социальной структуры и исчезновения некоторых вообще. Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для всех развитых стран мира: мелкие, средние предприниматели и фермеры, крупные предприниматели (руководители банков, финансовых компаний, промышленных негосударственных предприятий), клан организованной преступности.

Мы можем видеть на примере нашей сегодняшней страны, что изменения вряд ли качественно улучшили состояние политической культуры. Да, появилась свобода слова и самовыражения, но также и полное безразличие к этому политиков у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры стремятся в политику, попирая законы и заботясь лишь о собственном благополучии. Политическая культура сегодня – скорее фарс, чем направляющая ось политической жизни.

Наибольшим же значением для политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет10.

Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.


  • Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.

  • Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.

  • Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга.

Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Правда в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан11.

^

Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.

Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.

Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается неспособным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры12.

Заключение

Следовательно, политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям.

Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни, такие как: государственный уровень; теоретический уровень; эмпирический уровень; обыденный.

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

Основными идеологическими течениями в современном мире являются: либерализм и неолиберализм, консерватизм, социализм и коммунизм, фашизм.

Отсутствие четко разработанных технологий, нехватка времени, непонимание окружающих – все это вызывает раздражение. Но политика – это искусство возможного. Интуиция, опыт позволяют эффективно использовать весь массив знаний и ограниченный набор методик.

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.

Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.
^


  1. Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006

  2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, - 2001

  3. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юрист, 2002

  4. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003

  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Экономика общественного сектора. - М.: Экономическая школа, 2004

  6. Гревцов ЮИ., Социология//Курс лекций, М: Юридический центр, 2004

  7. Лавриненко В. Н., Социология, М: Юнити-Дана, 2007

  8. Розин, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розин - СПб.: Речь, 2006

  9. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики», 2006

  10. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003

  11. Социология: наука об обществе /Под ред. Андрущенко В.П., - Х: Рубикон, 2007

  12. Филатова О.Г., Социология, М: Издательство, 2003

  13. Хейвуд Э., Водолазов Г.Г. / Политология: Учебник для студентов вузов / Москва/ ЮНИТИ-ДАНА / 2005

  14. Якобсон Л.И. «Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов», 2006

Дата конвертации 26.03.2013
Размер 340.32 Kb.
Тип Реферат

Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):